Слово об Апостоле Фоме

Среди учеников Христа был тот, кто во всем соглашался с ним, всячески доказывал свою верность, а потом предал. Другой же постоянно сомневался в словах учителя — но в итоге поверил так крепко, что принял за него смерть. Их обоих звали Иуда, но второй вошел в историю под именем Фомы.

Прозвище Фома на древнееврейском означает «близнец», как и греческое Дидим — так тоже называли апостола. Его настоящее имя, Иуда, или «хвала Господу», было (и осталось) популярным у евреев. Среди учеников Христа его, кроме Фомы, носили еще двое — знаменитый предатель и некий Иуда Фаддей, брат другого апостола, Иакова.

Апостол Фома известен для многих тем, что усомнился в вести о Воскресении Христа. Когда другие апостолы рассказали ему, что видели воскресшего Господа, он ответил, что не поверит этому, пока сам не увидит Христа и не потрогает руками раны от гвоздей. К сожалению, память об этом святом апостоле, на протяжении многих веков сохранявшаяся в Церкви, не всегда верно доносила до нас церковное понимание того, в чем же заключался смысл его исповедания веры во Христа. Часто неверие Фомы воспринимается как малодушие, своего рода духовная немощь. И сегодня, когда мы видим человека, который не очень глубоко верит в Бога, который не очень глубоко доверяет нам самим, мы называем его «Фомой неверующим».

А между тем, церковное понимание служения этого великого апостола является совсем иным.

Из того же Евангелия от Иоанна мы узнаем, что крестная смерть Христа не была для Фомы неожиданностью. Когда Иисус сказал, что он направляется в Вифанию после того, как пришло известие, что Лазарь болен, Фома сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним». Фома не был трусливым, но был природным пессимистом. Нет никакого сомнения в том, что он любил Иисуса и был готов идти с Ним в Иерусалим и умереть там с Ним, когда другие апостолы колебались и боялись. Случилось то, чего он ожидал, но когда случилось, он был потрясен настолько, что не мог смотреть людям в глаза, и уединился где-то со своим горем.

Фома хотел перенести свое страдание один, и поэтому, когда Иисус пришел в первый раз, его не было с остальными учениками и когда он узнал об этом, ему показалось чересчур замечательным, чтобы поверить ему, и он отказался верить. Упорный в своем пессимизме, он заявил, что никогда не поверит в Воскресение, пока сам не увидит ран Христа. Прошла целая неделя и Иисус снова явился ученикам. На этот раз Фома был тоже там. Иисус все знал о нем. Он повторил его слова, предложив ему испытать как он хотел. Сердце Фомы переполнилось любовью и преданностью, и все, что он мог произнести, было: «Господь мой и Бог мой!» 

Без сомнения, Фома ошибался, когда избегал христианского общения. Он искал одиночества, вместо общности. И потому, что его не было со своими братьями, он пропустил первый приход Иисуса. Мы много упускаем, когда отделяем себя от общения верующих, и стремимся больше к одиночеству. То, что может нам дать общение в Церкви, не даст одиночество. Когда приходит скорбь и печаль охватывает нас, мы часто стремимся замкнуться и не встречаться с людьми. Но именно тогда, несмотря на нашу скорбь, мы должны искать общения с верующими в Иисуса Христа, ибо так мы скорее встретимся с Христом лицом к лицу. 

Однако главное достоинство Фомы, вопреки традиционному пониманию — это как раз его неверие. Апостол Фома напоминает нам ту очевидную истину, что христианин обязан сомневаться: сомневаться в себе, сомневаться в своем переживании Бога, в своей вере в Бога, и в этом нет абсолютно никакого греха. Ибо вера не есть доверчивость. 

Фома не мог сказать, что он понимает, когда не понимал, или что верит, когда не мог верить. Это была его бескомпромиссная честность. Фома, имея сомнения, не станет притворяться, что не имеет их. Он не был таким человеком, который высказывает определенные суждения, не вполне понимая их значения. Фома должен быть всегда уверен и этого у него не отнимешь.

Это очень важная тема духовной жизни христиан. Когда человек делает вид, что ему все понятно, что у него нет вопросов — скорее всего, за этой ложью стоит страх или равнодушие. Бог ждет от нас вопросов. Чем, может быть, искусительней, соблазнительней, но, по сути своей, честней будет наш вопрос к Богу, тем ощутимей будет ответ Бога на наш вопрос. Евангелие показывает нам, что самый дерзновенный, смелый вопрос апостола Фомы к Богу не остался без ответа. Бог не боится наших сомнений. Он готов прислушаться к нашим сомнениям и развеять все наши сомнения.

В человеке, который стремится быть уверенным, больше истинной, чистой веры, чем в таком, который бойко повторяет общие вещи, которые он никогда хорошо и не продумал и в которые он толком и не верит. Пытливая неуверенность в итоге переходит в полную уверенность.

Эта уверенность провела Фому через всю дальнейшую жизнь, о которой мы знаем немногое: по преданию, он проповедовал в Индии и основал там христианскую общину. О проповеди апостола Фомы в Индии сообщают древние церковные писатели, такие как Григорий Богослов и Амвросий Медиоланский. Закончил свою жизнь святой апостол, приняв мученическую смерть за Христа. 

Апостолу Фоме всегда было нелегко верить, и послушание тоже не давалось ему легко. Он должен был иметь уверенность, он должен был заранее вычислить издержки, но когда он делался уверенным и принимал все издержки, его невозможно было остановить и он достигал крайних пределов веры и послушания. Такая вера, как вера Фомы, лучше поверхностного исповедания, и его послушание лучше молчаливой покорности, которая соглашается на все, а потом легко изменяет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *