Сегодняшнее евангельское чтение рассказывает об исцелении Христом расслабленного в Иерусалиме, у Овечьих ворот.
Овечьи ворота находились на северо-восточной стороне городской стены на пути чрез Кедронский поток в Гефсиманию. Назывались они так, вероятно, или потому, что через них прогонялись к храму жертвенные животные, или потому, что близ них был рынок, на котором продавались и покупались жертвенные животные. Около ворот находился водоем, образовавшийся от протекавшего источника. По-еврейски водоем назывался Вифезда, то есть «дом милосердия», так как он имел целительную воду. Источник, как многие минеральные источники, излечивал различные болезни, не поддающиеся действию других обычных средств, и, как некоторые из таковых источников, действовал особенно сильно по временам — периодически. Кажется, в этом источнике вода по временам проторгалась с особенною силою и изобилием и, вследствие этого, делалась особенно мутной и особенно целебной.
Около водоема, когда подошел Христос, находился между прочими больными расслабленный, страдавший тридцать восемь лет. Господь спросил больного, хочет ли он быть здоровым. Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода… Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел. Было же это в день субботний.
В Неделю о расслабленном, мы вспоминаем об исцелении не одного, а двух расслабленных: одного исцелил Господь наш Иисус Христос, а другого, уже по Воскресении Спасителя, — святой апостол Петр. В сегодняшнем апостольском чтении евангелист Лука повествует о чудесах ап. Петра в Лидде (Деян. 9,32-35: исцеление Энея) и Иоппии (Деян.9 36-42: воскрешение Тавифы).
«Случалось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде» (Деян. 9,32). Имени «христиане» тогда еще не было и люди, поверившие в Господа, назывались святыми по стремлению к святости жизни. «Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущии в Лидде и в Сароне, кторые и обратились к Господу» (Деян. 9,33-35). Святой Иоанн Златоуст говорит: «Одни из знамений совершались для обращения неверовавших, а другие — для утешения верующих. Это чудо совершено для утешения многих». В тексте мы не видим обнаружения веры Энея. Как Христос, полагая начало чудес, не требовал веры, так и ап. Петр не требует ее от раслабленного Энея.
Греческое слово «нашел» показывает старание в отыскании. Обретение ап.Петром Энея не было случайным. А в переводе епископа Кассиана (Безобразова), имеется еще один момент. Слова ап. Петра переведены так: «Встань и перестели себе постель». Расслабленный был настолько слаб, что не мог самому себе поправить постель.
Воскрешение Тавифы, также является чудом, приведшим к обращению многих. «Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа» (Деян. 9,42).
Итак, оба чтения говорят об исцелении расслабленных, и богослужебные песнопения, толкуя это чтения, призывают нас признать себя расслабленными в духовном смысле. Кто может исцелить нас? Что вообще значит – исцелить? Церковнославянский перевод евангельского отрывка указывает на подлинное значение: Христос говорит расслабленному «хочешь ли ЦЕЛ быти?» Речь и в Евангелии, и в Апостоле идёт как раз об этой целостности – в духовном и телесном смысле.
Христос говорит расслабленному: Смотри, берегись, не согрешай больше, иначе будет еще хуже, чем то, что ты пережил… Грех, конечно, выражается словами, мыслями, поступками, волеизъявлениями; но в основе, грех – это отрыв от Бога, потому что Бог является как бы ключом нашей цельности, целостности. Если мы от Него отрываемся, то мы теряем самую возможность быть целыми. И отрываемся мы каждый раз, когда мы по отношению к другому человеку поступаем так, как не поступил бы Спаситель Христос. Он нам показал, что значит быть настоящим человеком – цельным, носящим в себе Божественную тишину и Божественную славу.