Брак (венчание)

Смысл таинства
По Библии, брак был установлен Богом для первых людей еще в Раю.

Целью брака является душевное и телесное единство супругов, взаимодополнение, взаимопомощь: «Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответствующего ему» (книга Бытия, глава 2, стих 18). Целью брака является также и деторождение, но это не основная функция, а вспомогательная. Данное Богом благословение «плодитесь и размножайтесь» относится ко всем живым существам, но только человеку заповедано составить в любви «одну плоть» (книга Бытия, глава 2, стих 24).

В Ветхом Завете брачный союз служил метафорой отношений Бога и еврейского народа, в Новом — Христа и Церкви. Христос Спаситель подтверждает святость брака, установленную в Ветхом Завете. «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 5).

В идеале христианский брак нерасторжим; расторжение его стало возможным лишь как уступка человеческой слабости, во избежание худшего: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 8).

История таинства
Таинство брака — единственное христианское таинство, которое возникло еще в дохристианские — ветхозаветные — времена. Из ветхозаветной брачной церемонии пришел и ряд элементов обряда венчания: обручальные кольца и присутствие при обряде друзей жениха и подружек невесты.

Первые христиане сочетались браком по гражданским законам страны, в которой жили, но должны были взять на этот брак благословение христианской общины, а после бракосочетания — причаститься вместе. В IV веке возник отдельный обряд венчания, а в X веке сложился его чин, который сохранился и поныне.

Что нужно для таинства
Венчание не совершается без свидетельства о государственной регистрации брака. Необходимые условия светского (гражданского) брака — совершеннолетие, психическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак — обязательны и для церковного брака. Если для кого-то из супругов это второй венчанный брак, необходимо свидетельство о расторжении первого брака и разрешение епископа на второй брак.

На венчании желательно, хотя и не обязательно присутствие шаферов — людей, которые будут держать венцы над женихом и невестой. Шаферы — обязательно мужчины, совершеннолетние, крещеные.

Венчание не совершается во время постов (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского) и сплошных седмиц (Сырной и Пасхальной), а также на Святках (в период от Рождества Христова до Крещения Господня), по вторникам, четвергам и субботам, накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября). Также венчание не совершается в монастырских храмах.

Что нужно принести с собой:
— свидетельство о браке;
— обручальные кольца, которые надо заранее отдать венчающему священнику или на свечной ящик;
— так называемую венчальную пару икон: икону Спасителя и Казанский образ Божией Матери);
— венчальные свечи;
— рушник (полотенце).

Как проходит венчание
Таинство состоит из двух частей — обручения и собственно венчания.

Во время обручения жених и невеста свидетельствуют перед Церковью о взаимных серьезных намерениях. Они обмениваются кольцами, что символизирует отдачу себя друг другу на всю жизнь. Эта часть венчания совершается в притворе храма (помещении сразу за входом). После обручения священник приводит жениха и невесту на середину храма и спрашивает каждого, имеет ли он искреннее желание быть мужем (женой) этого человека и не обещался ли другой невесте (другому жениху).

После этого торжественным возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» (с него также начинается и литургия) начинается собственно венчание. На головы жениха и невесты надеваются венцы, которые символизируют царские венцы человека как венца творения, мученические венцы отрекающихся от своего эгоизма и венцы Царствия Божия, в которое идут люди по пути брака. Жених и невеста пьют вино из общей чаши — это означает, что теперь у них и радости и скорби — общие. Затем священник соединяет правую руку жениха с правой рукой невесты и обводит их вокруг аналоя, что символизирует начало вечного совместного пути, который у них начинается в этот день.

После венчания все присутствующие подходят и поздравляют новобрачных.

Текст службы

К списку таинств

Ссылка на оригинал статьи http://rublev.com/tainstva/venchanie

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *